С 13 лет евреи должны надевать цицит и тфилин. Для чего это надо?
Сам Б-г передал через Моше заповедь носить цицит. Он сказал: “Пусть делают себе кисти (цицит) на углах одежды своей во всех поколениях своих... Кисти сделайте себе на четырех узлах плаща твоего, которым покрываешься.”
Назначение цицит - изо дня в день напоминать еврею, что он обязан исполнять все заповеди Б-га. Слово “цицит” действительно имеет отношение к 613 заповедям Торы. Дело в том, что каждая из букв еврейского алфавита имеет цифровое значение, и если мы сложим числовое значение (гиматрию) всех букв, из которых состоит ивритское слово цицит, то получим число 600.
Теперь, в каждой из кистей “цицит” - 8 нитей, которые завязаны 5 узлами. Сложив все эти цифры: 600+8+5 - мы получим число 613 - число всех заповедей Торы, которые должны исполнять евреи.
Всмотритесь, пожалуйста, как выглядит цицит. Это два прямоугольных куска материи с вырезом посредине. Эти два куска облегают тело как бронежилет. Если люди всего мира пришли к идее бронежилета только сейчас, то наш еврейский бронежилет - цицит был дан нам Б-гом более 3000 лет.
И если еврей надевает его и выполняет мицвот, заповеданные Б-гом, то цицит будет защищать его от всех невзгод и бедствий.
Носить “малый талит” мы должны в течение всего дня. Те, кто стремятся исполнять заповеди Торы как можно лучше, следят за тем, чтобы “цицит” всегда были снаружи - для того, чтобы исполнять указание Торы: “И увидите их, и вспомните все заповеди Г-спода”.
Перед тем как надеть “малый талит”, произносят благословение: “Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам заповедь о “цицит!”
В так называемый “большой талит”, закрывающий большую часть нашего тела, мы облачаемся во время утренней молитвы. Перед облачением в “большой талит” (перед молитвой “Шахарит”) произносят: “Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам закутываться в “цицит”!” Сразу после благословения “талитом” накрывают голову и большую часть тела, а потом кладут его на плечи.
Тфилин - это специально сделанные из цельного куска кожи коробочки, в которых вложены полоски пергамента с определенными отрывками из Торы.
Накладывают тфилин на голову и на руку. “Тфилин”, возлагаемый на руку, называется “тфилин шель яд” и представляет собой одну коробочку, и все четыре отрывка из Торы для него пишут на одной полоске пергамента.
Что же касается “тфилин”, который возлагают на голову, - “тфилин шель рош”, - то коробочка для него состоит из четырех отделений, в каждое из них вкладывается одна полоска пергамента, на которой написан один из четырех вышеуказанных отрывков из Торы.
Эти отрывки пишут особым шрифтом - тем самым, каким пишут свиток Торы. Футляры - которые называются “батим” (“помещения”) - делаются из кожи чистых животных (желательно - из бычьей кожи).
После того, как в “батим” вкладывают полоски пергамента, на которых написаны соответствующие отрывки из Торы, “батим” закрывают и зашивают нитками, сделанными из сухожилий. Ремни, которыми “тфилин” закрепляются на руке и на голове, делают из телячьей кожи. Нельзя употреблять для изготовления “тфилин” кожу нечистых животных.
“Батим” обязательно должны иметь форму куба. И “батим”, и ремни должны быть черными.
На тфилине, надевающемся на голову, выпуклая буква Ш (иврит). Во время накладывания тфилина еврейский мужчина образует буквы далет и йод (иврит), и если сложить эти буквы - получается имя Б-га.
Во время накладывания тфилина еврей также делает витки, которые напоминают витки обручального кольца, символизируя связь еврея с Б-гом.
Накладывание тфилина свидетельствует о вере человека в единого Б-га и его принадлежности к еврейскому народу, а также это говорит о том, что еврей берет на себя выполнение мицвот, заповеданных евреям Б-гом. Это говорит о том, что каждое утро еврей обновляет личную связь с Б-гом.
Хочется подчеркнуть, что тфилин мы ежедневно возлагаем на три важнейших органа нашего организма, от которых зависит и вся наша деятельность, и сама наша индивидуальность: на голову - обитель интеллекта, на руку - главный инструмент нашей деятельности, и на сердце - обитель эмоций.
Это означает, что мы стремимся к тому, чтобы и ум наш, и дела, и чувства были подчинены выполнению одной задачи: исполнению воли Всевышнего.
И сказал Моше - рабейну еврейскому народу (Дварим, 26:10): “И увидят все народы земли, что имя Б-га запечатлено на тебе, и будут бояться тебя”, подразумевая головной тфилин, на обеих сторонах которого изображена буква Шин, первая буква имени Б-га - Ша-дай.
Некоторые алахот, касающие тфилин.
* Заповедь о тфилин исключительно важна. По словам Торы, она дана ради того, чтобы “было учение на устах твоих” (Шмот, 13:9). Согласно Кабале, еврей, который не возлагает тфилин, наносит необычайный вред своей душе, а для еврея, не возложившего тфилин хотя бы раз в жизни, - это величайшее несчастье.
* Устная Тора говорит нам, что тфилин шель яд надо возлагать на более слабую, левую руку. Левша возлагает тфилин на правую руку. Если человек одинаково владеет обеими руками, он возлагает тфилин шель яд на ту руку, которой не пишет.
* Тфилин возлагают стоя.
* Алаха запрещает снимать тфилин шель рош, стоя перед человеком, известным своими познаниями в Торе или праведностью, а также перед свитком Торы - для этого следует отвернуться в сторону.
* После захода солнца тфилин не возлагают, а если возложили их раньше, то сразу после захода солнца тфилин следует снять.
* По букве закона, тфилин считаются пригодными до тех пор, пока корпус их цел и зашит, как полагается. Однако рекомендуется проверять их минимум раз в семь лет, а лучше - каждый год, не говоря уже о случаях, когда тфилин нанесен вред (например, если они попали в воду).
* Чрезвычайно важное условие возложения “тфилин” - чистота тела.
* Между возложением “тфилин шель яд” и возложением “тфилин шель рош” нельзя ничего говорить.
* Все время, пока еврей увенчан “тфилин”, он обязан самым тщательным образом следить за своей речью и за своим поведением - гораздо больше, чем в другое время.
* Нужно очень внимательно следить за тем, чтобы “тфилин” не упали на землю. Если все же это произошло, виновник обязан поститься в тот день или же выкупить свой пост тем, что даст цдаку - пожертвование на добрые дела или бедным евреям.
* Весьма желательно, чтобы во время молитвы “тфилин шель яд” был прикрыт рукавом рубашки, потому что в Торе сказано о нем: “И да будет это тебе знаком на руке твоей” - тебе, но не другим. В противоположность этому “тфилин шель рош” непременно должен быть открыт взорам других - в исполнение того, что сказал Моше-рабейну еврейскому народу (Дварим, 28:10): “И увидят все народы земли, что имя Б-га запечатлено на тебе, и будут бояться тебя”. “Имя Б-га запечатлено на тебе” - это “тфилин шель рош”, на обеих сторонах которого изображена буква “шин”, первая буква имени “Шадай”.
Тфилин принято проверять всякий раз, когда в жизни происходят изменения, особенно неблагоприятные.
Comments