top of page

К НЕДЕЛЬНОЙ ГЛАВЕ ТОРЫ «ВАЕРА»



Чтобы лучше понять цель испытаний, обратимся к ТАНАХу.


В книге Иова устами Элифаза Тейманского сказано: ’’Человек рожден для труда”. Комментаторы поясняют: человек создан, чтобы трудиться, а не пользоваться чужим, не работая. Тора не признает легкой прибыли. ’’Если скажет кто-либо: я не трудился, но нашел, — не верь ему”, — поучает Талмуд. Хлеб незаработанный называется у еврейских философов не иначе как хлебом позора. И еще в большей степени, чем к хлебу физическому, относится это к духовному хлебу, питающему душу человека.


Отсюда — множество самых разнообразных предписаний и запретов, которыми обложила Тора еврея. Соблюдая эти заветы, еврей очищает и возвышает материальный мир, начиная со своей собственной плоти. При этом ему приходится преодолевать инерцию материи: той, что вокруг него, и той, что в нем самом. И это — постоянный, непрерывный труд, для которого он создан.


Кроме того, бывают в жизни человека моменты, когда ему необходимо напрячь силы душевные, чтобы исполнить свой долг, не изменить своему назначению. Это — моменты испытаний. Еврейская философия учит, что в отличие от реально существующего сопротивления, которое человек преодолевает в ходе своей обычной деятельности, при испытании предметы, которыми его испытывают, не существуют сами по себе: они возникли и существуют только лишь для испытания достоинств этого отдельного человека. Выдержит испытываемый экзамен — и непреодолимая, казалось бы, преграда раскалывается в мгновение ока и падает к его ногам жалкими обломками или превращается в ничто. Испытание — это, в сущности, борьба человека с самим собой. Такая борьба требует колоссального напряжения, но, устояв в ней, человек возвышается до таких нравственных ступеней, которых ему никогда не достичь обычными путями.


Особенно изобилует испытаниями жизнь поколений, живущих в канун эры освобождения. Часто исполнение даже одной-единственной заповеди Торы является для нашего современника тяжелейшим испытанием. Все в нем восстает против этого сравнительно несложного и, уж во всяком случае, безвредного действия: его прошлое воспитание и привычки, жизненный уклад, мнение близкого окружения, сдобренное скептицизмом. Против всего этого ему предстоит бороться, будучи влекомым лишь тонким, но предельно чистым и ясным голосом совести.


Позже он удивится, как нетрудно все это, оказывается, на деле, как быстро насмешливые приятели, которых он сейчас боится более всего, признаются ему, что и сами они не прочь приобщиться к традиции, и не делают этого по тем самым причинам, которые сейчас удерживают его. Но это потом. Теперь же он перед тяжелейшим боем. И кто знает, выйдет ли он из него победителем. Оттого в самом начале утренней молитвы еврей просит Создателя: ”Не приводи меня к испытанию”.


Но если уж привели к испытанию еврея — значит, есть у него силы выдержать его. Эти силы унаследовал он от праотцев, начиная с самого первого — Авраама, о котором Мишна говорит: ’’Десяти испытаниям подвергся Авраам и устоял во всех”. О последнем, самом тяжелом испытании патриарха рассказывается в нынешней недельной главе.


”...И Б-г испытал Авраама, и сказал ему:


Авраам! И сказал он: вот я. И Он сказал: возьми, прошу, сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и пойди с ним в землю Мориа, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, как Я скажу тебе”.


В последнюю минуту остановил ангел руку патриарха, занесшую нож над сыном.


Какую цель преследовало это тяжелейшее, внешне даже жестокое испытание?


Кабалистическая философия говорит об этом примерно следующее. Авраам для нас — олицетворение мягкости и доброты. В начальных строках нынешней главы Торы он, больной, бежит под палящим солнцем навстречу незнакомым путникам, чтобы пригласить их в свой дом, сказать им: ’’Господа, если нашел я благоволение в очах ваших, не пройдите мимо раба вашего”.


А несколько позже он молится о помиловании жителей Сдома, ’’злых и грешных весьма”, по выражению Библии. Но совершенство не ограничено одним, пусть даже очень благородным качеством. Для подлинного совершенства Аврааму не хватало твердости. Эту черту приобрел он в тот момент, когда, повинуясь Высшему велению, вознес нож над любимым сыном. ’’Все дни свои Авраам не был совершенен до этого момента”, — говорит кабалистическая книга ’’Зогар”.


Так со времен праотца Авраама-иври отличительной особенностью еврейского народа стало умение устоять во всех испытаниях.


Беседы о недельных главах Торы.

6 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page