top of page

К НЕДЕЛЬНОЙ ГЛАВЕ ТОРЫ «ВАИГАШ»




”...И возродился дух Яакова”.


Многие комментаторы, включая РАШИ, усматривают в словах ’’возродился дух” указание на то, что к Яакову вернулось святое наитие, которого он был лишен все годы, в которые он горевал по Иосифу.


Вот, что пишет по этому поводу ’’Зогар”: ’’Когда пропал Иосиф, Яаков лишился возвышенного духа, который у него был, и Шехина (Б-жественное присутствие) покинула его. Написано ’’возродился дух Яакова”. Разве до этого он был мертв? Но здесь имеется в виду, что до этого он был лишен духа... Его печаль была причиной этому... Мы видим, что Шехина не находится в месте печали, но лишь в месте радости. Где нет радости — там нет Шехины... И как только пришла к нему радость известия об Иосифе, тотчас возродился дух Яакова”.


В подтверждение своих слов ’’Зогар” приводит также эпизод, упоминаемый в ТАНАХе (Книга Царей II, 3). Там рассказывается о том, как пророк Элиша посетил израильского царя Йорама. Пророк велел привести музыканта. ”И когда заиграл музыкант, была на нем рука Б-жья”.


Талмуд в трактате ’’Шаббат” (306) на основании приведенного стиха приходит к аналогичному выводу: ”К явлению Шехины нельзя прийти ни из печали, ни из лени, ни из смеха, ни из легкомыслия, ни из беседы, ни из пустых речей, но из радости исполнения заповеди”.

Там же Талмуд объясняет противоречие в книге ’’Когелет” (’’Экклезиаст”). Там в одном месте сказано, что радость не приносит ничего путного, а в другом месте говорится: ”И прославляю я радость”.


Веселье веселью рознь. Есть веселье пустое, и есть радость возвышенная.


Первое может затянуть человека в сети греха. Второе — явить ему Б-жественное откровение.


Как уныние, так и радость содержат в себе известный риск. Согласно хасидизму риск, заключающийся в унынии и тоске — много больший.


Рассказывают, что один хасидский цадик, однажды проходя мимо разгульного свадебного гулянья, с ужасом обнаружил, что разгулье, которое он увидел, отчасти повлияло и на него: ему тоже стало веселее. Но, по-размыслив немного, он успокоился: ’’Все же лучше, чем уныние”.


Талмуд рассказывает, что однажды, когда р. Брока проходил по площади своего города, ему явился пророк Илья. Ученый спросил пророка, кто из находящихся сейчас на площади достоин мира грядущего. ’’Никто”, — ответил пророк. Тем временем на улице появились двое, и пророк указал на них. Р. Брока поспешил к ним и справился об их занятиях. ”Мы потешники, — ответили те, — мы веселим опечаленных”.


"Беседы о недельных главах Торы".


0 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Kommentare


bottom of page