"Не сможет юноша оставить своего отца" (Ваигаш, 25:5)
"Отряхнись, встань из праха", - призывает Тора народ Исраэля. И говорит Мидраш: "Как курица отряхивается от земли". Когда она валяется в грязи, то очень пачкается. Но вот она встает, отряхивается один раз - и опять становится чистой...
Нет лучшего примера этому, чем народ в нашем поколении: мы были оторваны от традиций наших отцов и были вынуждены вываляться в земле, в грязи и скверне нееврейской культуры, чужой и чуждой.
И мы можем подумать, что это необратимое состояние, окончательное отделение.
Но вот, движение тшувы набирает ускорение, синагоги заполнены, слава Б-гу.
Воспитание по Торе набирает силу. На наших глазах разворачивается процесс возвращения к своим корням, к вечным источникам. "Как та курица отряхивается от земли". Потому что земля - это нечто внешнее, не часть ее сущности, и при легком отряхивании она слетает.
И так сказал рав, автор книги "Бней Шломо", благословенна память праведника из Морокко: "Не может юноша оставить отца своего". Юноша - это Исраэль: "Юноша Исраэль, и полюбил Я его" (Ошеа, 11-1). Не может еврей оставить своего небесного Отца. Вот, придет Машиах, и послышится звук его шофара - тогда все побегут ему навстречу с радостью. Но почему побегут: ибо главное вознаграждение - за то, что торопились исполнить заповедь, и воодушевление при ее исполнении, тогда заповедь влечет за собой заповедь. И главное, что любимо в нас Ашему - это бег, когда мы бежим исполнить Его заповеди (Раши).
Приведем известный рассказ, урок которого очень глубок. Долгое время святой Ари, благословенна память праведника, учил открытую и тайную Тору, в чистоте и святости на берегу Нила в Египте.
Примерно за два года до смерти, когда ему было тридцать шесть лет, открылся ему пророк Элияу, да будет он упомянут для добра, и сказал: "Уже пришло время твоей скорой смерти. А теперь поднимись в Цфат, там ты найдешь раби Хаима Виталя, помажь его вместо себя. Возложи на него руки и передай ему всю свою мудрость, ибо он займет твое место. Ведь ты пришел в этот мир только для него, так как через него откроются твои знания в этом мире".
Тотчас собрался святой Ари и поднялся вместе со своей семьей в Цфат. Знал он, что дни его сочтены, и он должен передать всю свою мудрость, - широкую, как море - за малое время. Но, несмотря на это, сидел и ждал он шесть месяцев раби Хаима Виталя. А раби Хаим Виталь не шел к Ари, потому что считал себя большим кабалистом, чем святой Ари, ведь он уже написал толкования к святой книге "Зоар".
Тем временем имя Ари стало известным.
Сказал раби Хаим Виталь: "Пойду, посещу его, проверю, верен ли слух".
Пришел он к Ари, и попросил растолковать глубокую главу из книги "Зоар", над которой много трудился, чтобы понять ее.
Тотчас начал говорить Ари и открыл ему тайны без числа. Глубокие без меры, и неведомые, о которых ухо никогда не слышало. Выслушал раби Хаим, и растерялся. Спросил еще об одной части "Зоара", и Ари открыл ему в ней входы к свету. Растолковал нужные места, установил прочные основы и выстроил великолепное здание.
Душа раби Хаима Виталя чуть не вышла от его слов, и он увидел себя, как лисицу рядом со львом, совершенно устранившись перед ним. Закончил Ари объяснение. Попросил раби Хаим растолковать ему еще место в "Зоаре". Ответил Ари: "Ты не подходишь для того, чтобы я открыл тебе больше". Побледнел раби Хаим. Вышел он от Ари и пошел домой.
Дома он надел на себя рубище и посыпал голову пеплом, закричал криком великим и горьким, и плакал перед Святым, благословен Он, всю ночь. Просил, чтобы нашел он милость в глазах Ари, и стал бы он достойным для передачи ему тайн Торы.
Утром пришел он к Ари с глазами, красными от слез. Упал ему в ноги, плакал и умолял со слезами: "Ради Ашема, Б-га Исраэля, пожалуйста, не отсылай меня и не отдаляй меня".
Сказал ему Ари: "Встань. Молитва твоя принята наверху, и теперь я не скрою от тебя ничего. Научу тебя всему, чего ты захочешь".
И надо понять: так много должен был передать святой Ари раву Хаиму Виталю - а времени было так мало, ведь пророк Элияу сообщил ему, что приближается время его смерти.
Почему же ожидал он полгода, что рав Хаим придет к нему, а когда пришел и хотел учиться еще и еще, оттолкнул его?!
Написано объяснение этому: "Ибо не хотел Ари гнаться за ним, ждал он, когда появится желание у ученика". И тогда будет учиться с таким большим желанием, что успеет, и поймет, и запомнит во много, много раз больше! (Мааян а-эмуна)
Из книги "Лакомства к субботнему столу".
Comments