ОТ АВРААМА ДО МОШЕ
“Вначале идолам поклонялись предки наши, а ныне приблизил нас Всевышний к службе Его”.
“Рабами были мы у фараона в Египте, и вывел нас Г-сподь, Б-г наш оттуда рукой мощной и мышцей простертой” (Пасхальная Агада).
Исход из Египта сплотил двенадцать колен сынов Израиля в единый народ. Но корни еврейского народа глубже - его праотцы Авраам, Ицхак и Яаков жили за несколько столетий до исхода из Египта. Родоначальник нашего народа Авраам родился почти четыре тысячелетия назад в Уре, древнем городе язычников-шумеров, который находился на юге современного Ирака.
Авраам первым из людей осознал, что весь окружающий нас мир создан Единым Творцом - Б-гом. Всевышний велит Аврааму оставить родные места и отчий дом и отправиться в Кнаан, страну, которой предстояло получить новое имя - Эрец-Исраэль, т. е. Страна Израиля, страна, принадлежащая еврейскому народу. Всевышний заключил с Авраамом союз, обещав дать ему во владение Страну Израиля и произвести от него великий и многочисленный народ.
У Авраама родился сын Ицхак, а у Ицхака - Яаков. От двенадцати сыновей Яакова произошли двенадцать колен, составивших еврейский народ. У Яакова было еще одно имя - Исраэль (Израиль), и этим именем стал называться весь народ - сыны Израиля. Когда в Кнаане разразился жесточайший голод, Яаков и его сыновья отправились в Египет. Йосеф, одиннадцатый сын Яакова, уже жил к тому времени в Египте и занимал там очень высокий пост, будучи вторым человеком в стране после фараона. Яаков и его сыновья были приняты в Египте с большим почетом, но после смерти Йосефа в Египте воцарился новый фараон, который начал угнетать сынов Израиля, постепенно превратив их в рабов.
Рабство евреев в Египте
Эта эпоха рабства продолжалась около 200 лет. Евреи подвергались жестокому угнетению, их принуждали выполнять каторжные работы, а в конце концов фараон приказал убивать всех рождавшихся у сынов Израиля мальчиков, бросая их в воды Нила.
Спасителем еврейского народа в Египте стал Моше, сын Амрама и Йохевед. Он чудом избежал участи, уготованной фараоном еврейским младенцам: Йохевед положила своего новорожденного сына в корзинку и спрятала ее в камышах у берега Нила. Корзинку обнаружила дочь фараона Бития. Она взяла ребенка на воспитание в дом фараона.
Всевышний поручает Моше избавление еврейского народа
Когда Моше был уже взрослым человеком, Всевышний открылся ему и поручил избавить еврейский народ из рабства, вывести его из Египта и привести в Эрец-Исраэль. Моше требует от фараона отпустить сынов Израиля, но тот отказывается. Всевышний поражает египтян десятью “казнями” (кровь, лягушки, вши, дикие звери, мор, нарывы, град, саранча, тьма, смерть первенцев).
Последнее наказание египтян
И тогда Б-г наслал на Египет самое страшное бедствие. “Я убью старшего сына в каждой египетской семье, - сказал Он Моше. - После этого фараон отпустит вас”. И действительно среди ночи погибли все старшие сыновья, все первенцы, во всех египетских семьях. И сын фараона тоже умер. Фараон был потрясен и сдался. Еще не наступило утро, когда он позвал к себе Моше и сказал ему: “Пусть твой народ немедленно убирается из Египта!”
В спешке собрали евреи свое имущество и на рассвете покинули Страну, в которой прожили несколько сотен лет. Они так торопились, что не успели даже испечь хлеб. Поэтому они унесли с собой сырое неквашеное тесто.
Выйдя за пределы Египта, люди очутились в пустыне. И тут они испекли на камнях, накаленных солнцем, плоские пресные лепешки. Моше сказал всему народу: “Б-г велит нам помнить этот день, в который мы вышли из египетского рабства. Каждый год в этот день мы будем устраивать праздник перед Г-сподом. И в память об этом хлебе, который мы едим сегодня, мы будем каждый год семь дней подряд есть хлеб из неквашеного теста - мацу”.
КРАСНОЕ МОРЕ
Израильский народ шел через пустыню. Сам Б-г вел его: днем Он шествовал впереди народа в виде облака, а ночью - столба огня. Наконец евреи достигли берега Красного моря, заросшего тростником. Между тем фараон у себя в Египте начал сожалеть о том, что освободил евреев и позволил им уйти. И он отправил вдогонку за ними войско - шестьсот колесниц и множество всадников.
Ужас охватил израильтян, когда они увидели египетские колесницы. С одной стороны было море, а с другой - воины фараона. “Мы погибли!” - закричали люди. Но Б-г сказал Моше: “Подыми свой посох и протяни его над морем”. Моше повиновался. И в ту же минуту начал дуть сильный восточный ветер и отгонять воду от берега. Дно моря сделалось сушей, а вода встала стеной с двух сторон. Евреи ступили в море и прошли на другой берег.
А египетские воины гнались за ними на своих колесницах. Но как только евреи выбрались на другой берег, Моше снова поднял посох, и вода вернулась на место. И все войско фараона потонуло в море. А израильтяне вышли на сушу свободными и невредимыми. Так Б-г спас и защитил Свой народ.
Песах – праздник свободы
Праздник Песах установлен в память о важнейшем событии в истории еврейского народа - исходе из Египта и освобождении от рабства.
Мы все знаем, что перед тем, как Всевышний вывел евреев из Египта, он навел на египтян 10 казней. За три дня до последней казни – смерть первенцев Б-г передал Моше, чтоб евреи приготовили овцу для жертвенного приношения, и сделать это надо через 3 дня.
При этом Б-г передал Моше, чтоб кровью жертвенного барашка отметили косяки дверей каждого дома, и евреи должны оставаться внутри дома.
И вот наступила ночь последней казни. Б-г не послал ангелов, а Сам спустился для совершения этой казни. И вот в каждом египетском доме раздались возгласы ужаса и плач. В каждом доме умирали первенцы, а поскольку, и мужчины и женщины египтяне были развратны, то в каждом доме умирали по несколько первенцев, вызывая еще большие крики и ссоры.
А евреи, одетые и готовые к походу, сели за первую в своей жизни пасхальную трапезу. Фараон, по настоящему испугавшись этой казни, поехал в землю Гошен искать Моше, чтоб сказать ему, что он и все евреи могут спокойно уходить из Египта. После этих событий, евреи, где бы они не находились, каждый год 14 нисана собираются за праздничным столом и , читая пасхальную агаду, вспоминают о событиях, которые произошли в Египте несколько тысяч лет назад. Вспоминают о том, как чудесами вывел Всевышний нас из Египта, и мы не только вспоминаем, а мы обязаны рассказывать об этом сыновьям, а те в свою очередь своим сыновьям.
“Обязаны мы рассказывать об исходе из Египта, и всякий, кто более подробно рассказывает об исходе из Египта, достоин похвалы” (Пасхальная Агада).
И для этого мы обязаны в праздник Песах сидеть с семьей: дети, внуки, чтоб передать, рассказать им о событиях, произошедших с нами в Египте.
Песах является также самым семейным из всех еврейских праздников. Главная заповедь, исполняемая нами в Песах, - проведение “седера”, во время которого мы едим мацу, - связана с теплой домашней обстановкой. Характерная палитра цветов, ароматов, обычаев и символов праздника создает атмосферу, когда каждый еврей вместе со всем еврейским народом вспоминает о чуде, произошедшем в Египте много веков назад.
В праздник Песах, как ни в какой другой праздник, дети играют большую роль. Они задают первые четыре вопроса, они прячут афикоман. И наша задача не только знать и помнить самим о событиях нашего рабства и чудесного избавления от него в Египте, но и важно передать это нашим детям и внукам.
Задача всех наших врагов была – разорвать цепочку преемственности между отцами и детьми. В праздник Песах, сидя вместе с детьми, прочитывая Агаду, и пересказывая ее, мы сохраняем эту связь.
Мы еще раз напоминаем себе и своим близким о могуществе Всевышнего.
И поэтому по окончании седера мы читаем Халель – восхваление Б-гу за все милости, сделанные нам.
Наши мудрецы учат нас, что очень важно в первые два вечера праздника с пониманием прочитать Агаду (можно на любом языке), съесть определенное количество мацы, и выпить 4 бокала вина или виноградного сока. И мацу надо есть с аппетитом, как в первый, так и во второй вечер. И поэтому женщины не должны выставлять много вкусных блюд в эти два вечера, а оставить их на другие дни праздника.
А мудрецы наши добавляют в пасхальной Агаде: “В каждом поколении обязан человек смотреть на себя так, словно сам он вышел из Египта”.
Нам, выходцам из бывшего Союза, – это не трудно. Потому что наша жизнь там была сродни жизни наших предков в Египте. Мы там жили за “железным занавесом”, не имея возможности выехать за пределы. Нищенская зарплата, забвение всех духовных ценностей. Мы, евреи, были поставлены в такие условия, что жили, даже не зная и не понимая, чего мы лишены. И сидя на пасхальном седере мы вдвойне должны благодарить Его за освобождение. И только когда мы вернемся к истокам – Всевышнему и начнем “служить” Ему – наш исход будет считаться благополучным.
Счастливого, кошерного праздника всем семьям.
Обычно мы говорили:
Лешана абаа бе Ерушалаим а бнуя -
в следующем году в обновленном Иерусалиме.
В этом году мы будем говорить
А шана бе Ерушалаим а бнуя - в этом году в обновленном Иерусалиме,
надеясь на приход Машияха.
Амен ве Амен.
تعليقات